Особо остро в наше время стоит проблема оздоровления детей дошкольного возраста. Повышенное внимание к детям дошкольного возраста обусловлено тем, что заболеваемость из года в год увеличивается. Это происходит несмотря на все достижения современной медицины. При этом многие воспитанники детских садов страдают от хронических заболеваний, от нарушений работы опорно-двигательного аппарата, у них есть проблемы с осанкой.
Методическая разработка из опыта работы
воспитателя дошкольного образования Раговской Н.С. по теме :
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
«Здоровье – это состояние полного физического,
душевного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней
и физических дефектов».
Из устава Всемирной организации здравоохранения
Тему своей работы считаю актуальной, поскольку особо остро в наше время стоит проблема оздоровления детей дошкольного возраста. Повышенное внимание к детям дошкольного возраста обусловлено тем, что заболеваемость из года в год увеличивается. Это происходит несмотря на все достижения современной медицины. При этом многие воспитанники детских садов страдают от хронических заболеваний, от нарушений работы опорно-двигательного аппарата, у них есть проблемы с осанкой.
Одной из главных задач, которая заложена в основную образовательную программу дошкольного образования, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирования у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности к двигательной активности.
На это и направлены здоровьесберегающие технологии, которые я применяю в своей работе:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
- Технологии обучения здоровому образу жизни.
- Коррекционные технологии.
- Валеологическое просвещение родителей.
Здоровьесберегающие технологии в нашем детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.
Целью моей работы является формирование у детей осознанного отношения к здоровьесберегающему поведению в повседневной жизни.
Используя здоровьесберегающие образовательные технологии, я решаю следующие задачи:
- формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях.
- создавать психологически комфортную среду в группах.
- обогащать эмоциональную сферу.
- развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни.
- корректировать проявление эмоциональных трудности детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).
- дать представление о значении органов слуха, зрения и т.д. для жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования.
- уметь объяснить, выражая в речи, своё здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение.
В нашей группе создана комфортная развивающая предметно - пространственная среда, которая создает условия для развивающего образования и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Она включает в себя различные центры: развивающих игр, познавательно – исследовательской деятельности, художественно – эстетической направленности, нравственно - патриотический центр… и, конечно, физкультурно – оздоровительный центр.
Огромное внимание уделяю формированию культурно-гигиенических навыков у детей (мыть руки и умываться,полоскать рот после приема пищи, пользоваться зубной щеткой, пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке, ухаживать за ногтями с помощью щеточки, мыть ноги перед сном и т. п.). Процесс выполнения гигиенической процедуры часто организовываю в игровой форме, это побуждает ребенка к активности, самостоятельным действиям.
Для физкультурно – оздоровительной деятельности детей у нас имеется всё необходимое: мячи, кегли, скакалки, гимнастические палки, кольцебросы, дартс, обручи, физиомяч, массажные дорожки, бассейн с шарами. Каждый ребёнок в течение дня обязательно находит себе занятие в физкультурном уголке.
Также большое значение в физическом развитии детей имеют подвижные игры и эстафеты на прогулках. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости, особенно к простудным заболеваниям; прогулки проводятся ежедневно (не менее 3 часов в день, а при благоприятных погодных условиях прием детей осуществляется на улице). Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. А недавно мною и другими педагогами нашего учреждения была сделана сенсорная дорожка, по которой летом дети с большим удовольствием ходят босиком.
Хорошо организованная развивающая предметно-пространственная среда позволяет мне применять современные здоровьесберегающие и здоровьеукрепляющие технологии в работе с детьми, на которых я подробнее остановлюсь.
В первую очередь это одни из самых необходимых в процессе образовательной деятельности:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая, дыхательная, бодрящая, корригирующая гимнастики, гимнастика для глаз и др.
Пальчиковая гимнастика
Используя пальчиковую гимнастику ежедневно, я преследую следующие цели: развитие мелкой моторики рук, привитие культурно – гигиенических навыков в игровой форме, корректировка эмоционального состояния ребёнка. Пальчиковая гимнастика проводится в стихотворной форме. Ритм и неизменный порядок слов являются чем – то утешающим для ребёнка (особенно в младшем возрасте).
В своей деятельности использую пальчиковые игры с нестандартным оборудованием: массажными мячиками, щётками, бигуди, бусами, прищепками, зубными щётками, резиночками для волос.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, приучает руку к целенаправленным движениям.
Гимнастика для глаз.
Необходима для сохранения зрения. Гимнастику для глаз провожу ежедневно для снятия напряжения, усталости зрения, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.Использую при этом личный показ, наглядный материал, мультимедийный показ. Можно поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него.
Дыхательная гимнастика.
Очень важно уделять внимание правильному дыханию. Важно, чтобы дети дышали не поверхностно, а полной грудью.
В качестве дыхательной гимнастики хорошо подходит упражнение «паровозик». При ходьбе необходимо делать движения руками, изображающие езду поезда и при этом произносить слова. Также хорошо делать наклоны в стороны на вдох и выдох. Популярно в нашем саду и упражнение «часики»: детки становятся прямо и начинают махать руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так».
Динамические паузы во время занятия (физкультминутки).
Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют общему оздоровлению.
Утренняя гимнастика.
Регулярное проведение утренней гимнастики (естественно, под моим руководством) постепенно приучает ребёнка к физическим упражнениям и связывает их с положительными эмоциями, приятными мышечными ощущениями, которые вызывают только жизнерадостность. Ежедневные физические упражнения способствуют вырабатыванию у детей привычки к систематической утренней зарядке и проявлению волевых усилий.
Корригирующая гимнастика
Большое внимание уделяю корригирующей гимнастике. Это позволяет предупреждать сколиоз и плоскостопие. Для этого использую ходьбу по ребристой доске, по шнуру, канату, с мешочком на голове.
Бодрящая гимнастика.
Немаловажное значение в эмоциональном настроении ребёнка имеет бодрящая гимнастика после сна. Для этой гимнастики использую метод постепенного подъёма. Не все дети просыпаются одновременно. Поэтому, пока одни «досыпают», другие уже выполняют 2-3 упражнения в постели и переходят к закаливанию и ходьбе по массажным дорожкам. Бодрящая гимнастика обязательно сопровождается босохождением.
Подвижные игры.
Особое место в здоровьесбережении отводится подвижным и спортивным играм. В подвижной игре ребёнок раскрепощается, получает удовольствие, реализует свои двигательные потребности в полном объёме.
Хороводные игры.
Хороводные игры очень любили наши предки. Без них не обходился ни один праздник. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
Релаксационные упражнения.
Обязательно провожу релаксационные упражнения для снятия напряжения в мышцах. Релаксация – это состояние покоя, расслабленности. Поэтому благотворно на неё влияет музыка. Я использую музыку Моцарта, Шопена, а также некоторых современных композиторов (П.Мариа, Р.Паулс, А.Петров).
В целях здоровье сбережения детей я использую технологии обучения здоровому образу жизни.
Физкультурное занятие.
На физкультурных занятиях я стараюсь больше уделять внимание эмоциональному настрою детей. Важно, чтобы ребенок с желанием выполнял упражнения, чувствуя поддержку, тогда у него появится стремление к использованию своих умений в самостоятельной игре. Практикую проведение физкультурных занятий и утренней гимнастики босиком.
Так же физкультурном занятии использую:
- минутки шалости,
- минутки добра,
- минутки дружбы.
Такие минутки полезно проводить во время всего образовательного процесса, так как происходит переключение с одного вида деятельности на другой и у ребёнка снижается внутреннее напряжение.
Занятие из серии «Советы доктора»
Очень важно с детства закладывать в ребёнка валеологические знания. Поэтому регулярно провожу беседы, дидактические игры и упражнения из серии «Советы доктора».
Физкультурные праздники – соревнования, эстафеты.
Спортивные праздники оказывают значительное влияние на нормальный рост ребёнка, на развитие всех органов и тканей. А если спортивные мероприятия проводятся на свежем воздухе, то они закаливают организм. Эстафеты, подвижные игры способствуют развитию положительных качеств: самостоятельность и самообладание, внимание и умение, находчивость, мужество, выносливость.
Из коррекционных здоровьесберегающих технологий я использую:
Массаж и самомассаж.
Основная цель массажа – снятие нервного напряжения, общее расслабление, улучшение работы внутренних органов и систем жизнедеятельности. Это такие упражнения, как:
- катание одного грецкого ореха, шарика или шишки между ладонями,
- катание ребристого карандаша,
- имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
- сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
Мои ребята с удовольствием постигают премудрости самомассажа, который провожу в стихотворной форме, сопровождая личным показом. Важно только объяснить ребёнку серьёзность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не навредить своему организму.
Артикулярный массаж.
Массаж ушных раковин - артикулярный – применяется с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности. Активизирует работу всех без исключения органов и систем тела.
Артикуляционная гимнастика.
на занятиях по развитию речи и обучению грамоте провожу артикуляционную гимнастику для формирования правильного произношения звуков.
Музыкотерапия.
Музыкотерапия как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка включает такие направления, как вокалотерапия (пение, музыкотерапия в движениях), танцы, музыкально-ритмические игры, музицирование на музыкальных инструментах. В этом очень помогают аудио записи звуков природы: шум леса, прибоя, голоса птиц.
Сказкотерапия.
Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое используют психологи и педагоги.
Здесь уместно заметить, что сказкотерапия позволяет предупреждать некоторые негативные проявления в поведении у детей в повседневной жизни, совершение поступков опасных для жизни и здоровья.
Арт – терапия.
Арт – терапия - одно из направлений современной психотерапии, в котором основным средством достижения позитивных психологических изменений является творчество. В арт-терапии реализуются обычно такие виды творчества как рисование, создание коллажей, лепка, создание скульптур из песка, аппликация.
Изотерапия.
Как самостоятельный метод арт – терапии, изотерапия разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику. Этот метод является одним из лучших способов, чтобы узнать о внутреннем состоянии ребёнка. В изотерапии применяются различные материалы: карандаши, краски, пластилин, цветная бумага.
Однако, здоровьесберегающие технологии не смогут дать ожидаемого результата, если не опираться на поддержку и понимание родителей. Поэтому так важны технологии валеологического просвещения родителей. Валеологическое просвещение родителей и вовлечение их в здоровье сберегающий процесс считаю необходимым в своей работе.
Для этого провожу анкетирование с последующим анализом на родительском собрании; выставляю папки – передвижки о здоровом образе жизни, провожу индивидуальные беседы и консультации, совместные родительские собрания с работниками ФАП, показываем с детьми фрагменты занятий для родителей на здоровье сберегающие темы.
В приёмной для родителей есть уголок здоровья, где они могут найти информацию по антропометрии ребёнка, о закаливающих мероприятиях в группе и в детском саду, рекомендации и советы.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, применяемых мною в комплексе, имеет оздоровительную направленность, а используемая здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Улучшаются показатели физического развития, эмоционального состояния детей, наблюдается благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников, повышается уровень общей физической подготовленности детей.
Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми даёт положительные результаты, что подтверждает 100% индекс здоровья на протяжении последних нескольких лет.
Возросшая поддержка родителей, их понимание и готовность к сотрудничеству – это стимул для меня к дальнейшей работе по здоровье сберегающим технологиям.
Я очень хочу, чтоб мои дети росли счастливыми и здоровыми. Поэтому позволю себе продолжить мысль Оскара Уайльда, который сказал: «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми».
А я продолжаю эту мысль: А чтобы сделать детей счастливыми – надо сделать их здоровыми!
раскрыть » / « свернуть